«Хочешь бежать быстро – думай!»
Интервью с Брайаном ЛЬЮИСОМ – чемпионом мира 1999 г. и олимпийским чемпионом 2000 г. в эстафетном беге 4 х 100 м Задавала вопросы и записала ответы директор Центра олимпийской подготовки Спортивного клуба «Луч» Н.Г. Иванова Перевел Павел Воронков г.

БРАЙАН ЛЬЮИС
Родился 5 декабря 1974 г. в Сакраменто, Калифорния, США 
Рост 170 см, вес 72 кг 
В настоящее время проживает в Портсмуте 
Тренируется самостоятельно 
Клуб – Спортивный клуб «Луч» Москва
Лучшие результаты: 60 м (в помещении) 6,54 1998 г.

100 м 9,99 2002 г. 
200 м 20,26 2000 г.
Вопрос: Брайан Льюис – один из сильнейших спринтеров мира и нашему клубу очень повезло, что ты выступаешь за нашу команду. В России мужской спринт – самый отстающий вид легкой атлетики. Начнем с самого простого вопроса: Брайан, как ты попал в легкую атлетику? Сколько тебе было тогда лет?

Льюис: В том месте, где я рос, для 6-7летних детей устраивают интересные соревнования - веселые легкоатлетические эстафеты. Причем организатором подобных состязаний выступает церковь. Вот на этих соревнованиях я первый раз и пробежал.

Вопрос: Брайан, ты выиграл?

Льюис: Да, я победил, но это было достаточно тяжело, так как основным соперником был мой брат.

Вопрос: Сколько лет было брату?

Льюис: Он был на два года старше меня…

Вопрос: Мы знаем, что в США взрослый спорт сконцентрирован в университетах. А как строится работа с детьми? Где они начинают тренироваться после выступления в своих первых соревнованиях?

Льюис: В США есть государственные стадионы и спортивные площадки, на которые местные легкоатлетические ассоциации приглашают всех желающих. Там дети самостоятельно или под руководством тренера занимаются спортом. Данный процесс не организован в вашем понимании этого слова. Нет спортивных школ как таковых. Каждый приходит и занимается когда хочет и как хочет.

Вопрос: Как часто в США проводят соревнования по легкой атлетике для детей? Есть ли определенная система? На каких спринтерских дистанциях соревнуются американские дети?

Льюис: Соревнования проводятся довольно часто. Есть специальные дистанции для детей: 50 и 75 метров.

Вопрос: В каком возрасте дети бегают дистанцию 50 метров, и с какого возраста начинают бегать дистанцию 75 метров?

Льюис: С 5-ти до 8-ми лет – 50 метров, с 8-ми до 11-ти лет – 75 метров и с 12 лет уже бегают 100 метров.

Вопрос: А много бегает детей в возрасте от 5 до 8 лет?

Льюис: Очень много ребят принимают участие в соревнованиях. Они ничего не знают про легкую атлетику. Они никогда не используют стартовые колодки. Они просто встают на старт и бегут. Но участников, повторяю, очень много. Специально даже проводится эстафета 8 по 25 метров. Это движение развито по всем штатам. И когда проводятся соревнования, на них обязательно собирается много народу. Детей приводят не школы. Этот процесс идет через религию. Церковь принимает активное участие в организации таких соревнований.

Вопрос: А как участники бегут эстафету 8 по 25 метров? Как настоящие легкоатлеты, передавая палочку, или это встречная эстафета, как у нас в России в детской телевизионной программе «Веселые старты»?

Льюис: Для детей интересней именно передать палочку, поэтому эстафета у нас проводится легкоатлетическая.

Вопрос: Победителей состязаний награждают?

Льюис: Все участники, даже проигравшие, все без исключения участвующие в соревнованиях дети получают медали. И только после первой медали хочется получить еще медаль и еще, и еще. Некоторые просто получают удовольствие от вручения им медали. Но есть и такие ребята, кто думает: «А что это я так просто получил медаль?» Им хочется не просто получить медаль, а именно выиграть, заработать медаль по-настоящему. Они возвращаются, возвращаются и возвращаются на стадион. Так ребенок постепенно втягивается в регулярные занятия спортом. С 14 лет в СЩА начинается командный легкоатлетический спорт среди общеобразовательных школ. Начинаются настоящие командные соревнования, которые затем переходят в университетские, в чемпионаты страны среди округов и т.д.

Вопрос: Какую роль для спортсмена США имеет тренер?

Когда-то, когда я училась в институте, нам говорили, что в США тренер в университете «тренирует» сразу все виды легкой атлетики. А делает это так: приходит утром на стадион, пишет на большой школьной доске задание и спокойно уходит, даже не смотрит, как спортсмены тренируются. Так ли это?

Льюис: Настоящие тренировки начинаются с 14 лет, с «хайскул» (с высшей школы). С 14 до 17 лет американские ребята занимаются всем подряд. У нас нет специализации. Мы стараемся понять, что у нас получается лучше. В выпускном классе мы уже определяемся со специализацией. До двенадцатого класса (а в США дети учатся в школе именно 12 лет) с нами занимаются не профессиональные тренеры, а школьные учителя. И они стремятся определить специализацию своих подопечных и дальше обучать по мере своего понимания азам того или иного вида спорта. Конечно, эти люди знают кое-что о легкой атлетике. Ученик и учитель как бы учатся вместе друг у друга. И этот «тренер» старается довести спортсмена до максимально профессионального уровня - тогда ученик уже готов, чтобы его передали настоящему тренеру. Но некоторые спортсмены не переходят к другим тренерам, а продолжают заниматься у прежнего преподавателя. Они продолжают учиться друг у друга и так вот и растут вместе. Есть такой известный прославленный тренер Джон Смит - тренер Мориса Грина. Но он также является и преподавателем в колледже. Он взял, как раз, Ато Болдона. Джон Смит нашел его в этом колледже и до сих пор тренирует. В США много тренеров, которых все считают профессиональными тренерами, но на самом деле они работают учителями в колледжах и там получают за это зарплату. Они получают деньги не за подготовку профессиональных спортсменов. А за то, что работают со всеми учащимися и дополнительно занимаются с теми, кто способен дорасти до профессионального уровня. Для спортсменов США преподаватель колледжа как раз и является профессиональным тренером, потому что они с ним четыре года и вырастают у него на глазах.

Вопрос: А как происходит смена тренера?

Льюис: Для того, чтобы сменить тренера, дескать, ты хочешь «вырасти», в первую очередь надо покинуть колледж. Пока ты остаешься в колледже, ты обязан тренироваться у тренера, который работает в этом колледже. Если ты хочешь тренироваться у другого тренера, ты должен либо закончить колледж, либо уйти из этого колледжа и перейти в другой. Обучение в колледжах платное. Но если ты представляешь собой что-то как спортсмен, то, как правило, обучаешься в колледже бесплатно. Поэтому ты заинтересован обучаться именно в этом колледже. Вопрос: Чем отличаются тренировки американских спринтеров в подготовительный и соревновательный периоды?

Льюис:Все зависит от того, соревнуюсь я или нет. Если в воскресенье у меня есть старт, то, естественно, я выполняю интенсивную тренировочную работу в понедельник и вторник. А в четверг и пятницу делаю то, что позволяет оптимально подготовиться к соревнованиям. Зато в подготовительном периоде я тренируюсь пять дней в неделю и выполняю при этом всю работу, которая мне необходима.

Вопрос: Как часто вы используете в соревновательном периоде бег с максимальной скоростью?

Льюис: В понедельник, как правило, мы выполняем работу на отрезках 250 м со скоростью 95% от максимальной. Во вторник у меня скоростная тренировка, на которой я выкладываюсь на все сто процентов. А в пятницу - «медленный» день. Я работаю над техникой.

Вопрос: Какую тренировочную работу вы выполняете в подготовительном периоде? Льюис: С октября по декабрь мы не выходим на дорожку стадиона. Стараемся сделать большой объем работы, бегая на местности: в парке и в горку, по холмам и даже по берегу моря.

Вопрос: По песку?

Льюис: Да. Это очень тяжелые тренировки. Ближе к соревновательному периоду, в декабре, мы уже один раз в неделю одеваем шиповки. А в январе – мы уже четыре раза в неделю в шиповках на дорожке стадиона. И так продолжается до сентября – пять-шесть тренировок в неделю на стадионе.

Вопрос: Из чего состоит тренировка американских спринтеров в соревновательном периоде?

Льюис: В соревновательном периоде тренировка обычно строится так: с 9.00 до 13.00 силовая подготовка в зале, затем мы выходим на стадион, и тренировка продолжается еще полтора-два часа. Таким образом, тренировка состоит как бы из двух частей: сначала силовая часть, потом - беговая. Некоторые делают наоборот.

Вопрос: А у кого лучше получается?

Льюис: Я предпочитаю в силовой подготовке работать больше над верхним плечевым поясом, поэтому ноги после такой тренировки у меня не уставшие, я могу бегать. Я предпочитаю в беге иметь тонус на верхний плечевой пояс. Те спортсмены, которые выполняют много силовых упражнений на ноги, конечно, сначала делают беговую часть тренировки, а затем силовую, так как не стоит бегать на уставшие ноги.

Вопрос: В чем состоит работа со штангой для ног?

Льюис: Что касается работы для ног, то мы никогда не используем полный присед. А полуприсед я выполняю с весом 170-180 кг. Я абсолютно точно знаю, что для спринта совершенно не нужно делать полный присед. Спринтеру нужна быстрая сила, взрывная сила. А снизу вставать, как это происходит при выполнении полного приседа, спринтеру не нужно. Все силовые упражнения должны выполняться на быстроту. Даже медленный бег много и часто делать нельзя, так как он развивает медленные мышечные волокна. И если его делать не тогда, когда надо, то это мешает показать высокий результат в спринте.

Вопрос:Каким группам мышц ты, Брайан, отдаешь предпочтение в силовой подготовке в первую очередь?

Льюис:Это мышцы брюшного пресса, спины и груди. Потом – мышцы ног. Спортсмены, которые имеют очень большие раскаченные мышцы ног, в основном бедро, не могут бежать быстро. Мышцы ног должны в процессе тренировки становиться не больше, а сильнее. Скорость зависит не от размера мышцы, а от ее силы. Большая мышца больше весит, поэтому мешает бежать. Тяжело, имея большие мышцы, быстро бежать.

Вопрос: Что главное для спринтера при выполнении прыжковых упражнений?

Льюис: Прыжковые упражнения – часть тренировки спринтера. Главное – чтобы они выполнялись на «взрыве», делая акцент на отталкивание. На «быстрой» стопе.

Вопрос: А как же вы бегаете по песку? Тоже быстро?

Льюис: Джоггинг - очень вредно для спринта.

Вопрос: Где вы тренируетесь зимой?

Льюис: У нас нет возможностей для тренировки в манеже. Но там, где я живу, зимой достаточно прохладно и тренироваться на свежем воздухе нельзя. Поэтому я, например, уезжаю зимой тренироваться на Багамы.

Вопрос: Всех американских спринтеров отличает отточенная техника движений. Ничего лишнего, ничего такого, что мешало бы им быстро бежать Как вы этого добиваетесь? Это природное качество или это тренировка?

Льюис: В основе, конечно, лежит природный талант. А дальше уже собственная голова, собственные ощущения и желание научиться. Никто конкретно не учит, как в беге поднимать колени, но мы стараемся смотреть и соединить все лучшее, что есть. Старт – это Бэн Джонсон, финиш – Карл Льюис. Но все равно, в основе лежит личный талант.

Вопрос: Талант – понятие широкое. Какие качества характеризуют талант спринтера? Что самое главное? Природная сила? Быстрота движений? Или что-то еще?

Льюис: Самый главный талант спринтера – быстрые мышцы. Дальше идет развитие этих мышц с технической точки зрения. Сделать их сильнее. И тренироваться больше.

Вопрос: Мы вроде бы все делаем, как вы, но ничего не получается.

Льюис: Самое главное это то, что я рожден уже был с другими мышцами, мышцами спринтера. А дальше - процесс обучения этих мышц правильной технике. Дальше на вот эти мышцы добавляются по чуть-чуть разные вещи: и «джим» (работа в гимнастическом зале), и все остальное, чтобы сформировать правильные мышцы. В принципе мы делаем то же самое, что и вы.

Вопрос: Что значит: работать над правильными мышцами? Может быть, мы делаем неправильные мышцы?

Льюис: В Европе диета (здесь: пищевые добавки) для спорта, может быть, даже лучше, чем у нас. Но, тем не менее, преимущество «врожденности спринтера» уже дает многое.

Вопрос: Какие еще качества, по вашему мнению, необходимы спринтеру?

Льюис: Ты можешь быть очень сильным, но ты никогда не будешь бежать быстро, если у тебя нет правильного понятия о беге. То есть, если ты не умеешь думать, не умеешь настраиваться. Очень многое, если не все, зависит от головы. Ты можешь быть сильным, но тебе это не поможет, если ты не будешь постоянно себя учить правильно настраиваться на бег. Перед стартом ты должен себя настроить. Это, значит, многократно прокрутить в голове все движения предстоящего бега - как выйти со старта, не придавив себя плечами, знать, как повести себя в любой следующий момент бега. То есть, ты все время должен «прокручивать бег» внутри себя. Это очень важно. Не правильно, если ты думешь, что ты очень силен, можно просто встать, побежать и выиграть. Если ты даже очень сильный спортсмен, но постоянно не думаешь и не развиваешь в своей голове техническую сторону спринта, то ты ничего не достигнешь.

Вопрос: Я видела, как ты, Брайан, разминался перед соревнованиями и при этом слушал музыку, у тебя был плеер. Эта музыка помогает тебе найти внутреннюю свободу?

Льюис: Музыка помогает мне сконцентрироваться на ритме бега и избавиться от всего того, что приходит ко мне извне. Этот метод на самом деле не для всех. Но мне лично музыка помогает отвлечься от каких-то ненужных мыслей и второстепенных впечатлений и настроиться на бег.

Вопрос: Российские бегуны, а по уровню результатов они между собой примерно равны, страдают тем, в очной борьбе друг с другом «перегорают», зажимаются и не могут показать тот результат, на который готовы. Что ты можешь им посоветовать?

Льюис: Это очень важно, на что ты настраиваешься перед бегом, на чем фокусируешь внимание. Если ты настраиваешься на спортсмена, который стоит на старте рядом с тобой, то соответственно себя и ведешь. А если ты постоянно настраиваешься именно на свой бег, на то, что тебе нужно (как правильно выйти со старта, как правильно себя «удержать», как правильно себя «разогнать» и т.д.) – только тогда и будет победа.

Иванова: Брайан, спасибо за твой интересный рассказ. Желаю тебе успехов в сезоне и до новых встреч.

Ссылка